Памятка по легализации трудовых отношений
Снижение неформальной занятости и легализация трудовых отношений – задача, решение которой приобретает сегодня особую значимость для всего населения.
Неформальная занятость - вид трудовых отношений, основанных на устной договоренности, без заключения трудового договора.
Кроме обязанности оформить трудовой договор (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), работодатель должен выполнить ряд действий:
-оформить приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ);
-заполнить трудовую книжку работника (ст. 66 ТК РФ);
-провести предварительный медицинский осмотр в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 69 ТК РФ);
-провести инструктаж по охране труда (ч. 2 ст. 212).
В ряде случаев стороны трудового договора в нарушение закона намеренно не оформляют трудовой договор, чтобы скрыть факт трудоустройства работника и получение им зарплаты, в целях неуплаты налогов, задолженностей и по другим причинам. Однако, уклонение работодателей от заключения трудовых договоров является одним из наиболее существенных нарушений прав граждан, поскольку влечет за собой невозможность реализации ими предусмотренных законом гарантий.
Очевидным «минусом» неформальной занятости является нестабильность трудовых отношений (риск увольнения по инициативе работодателя в любой момент и без выплаты расчета) и отсутствие у работника каких бы то ни было социальных гарантий, перспектив профессионального роста.
В случае возникновения конфликтных ситуаций и нарушений работодателем данных ранее обещаний, например, по сумме заработной платы, либо невыплаты и (или) задержки выплаты заработной платы, доказать вину работодателя и восстановить права работника практически невозможно. То есть велик риск отсутствия оснований для обращения в суд за защитой трудовых прав.
Работникам стоит помнить, что при официально неоформленных трудовых отношениях, в том числе применении «серых схем» выплаты заработной платы:
работник не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний: при наступлении страхового случая работник лишается выплаты пособия по временной нетрудоспособности, страховой выплаты и возмещения дополнительных расходов пострадавшего на его медицинскую и социальную реабилитацию;
работник лишает себя возможности получать оплачиваемые больничные листы в период временной нетрудоспособности, оформление отпуска по беременности и родам, и отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3 лет, пособие по безработице и выходное пособие при увольнении по сокращению штата;
у работника отсутствуют доплаты за вредные (опасные) условия труда, работу в выходные и праздничные дни, в ночное время, сверхурочные часы;
работник не сможет получить социальный или имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за покупку жилья, за обучение и лечение, взять кредит в банке;
работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Социальный фонд России, что в будущем приведет к назначению более низких размеров пенсии и малообеспеченности работника в пожилом возрасте, поскольку не формируются трудовой стаж и пенсионные накопления;
не идет страховой стаж, в том числе льготный, который установлен для ряда категорий работников, в целях досрочного получения трудовой пенсии по старости.
Соглашаясь работать неформально, работник рискует:
получать заниженную оплату труда;
не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;
не получить отпускные или вовсе не пойти в отпуск;
не получить оплату листка нетрудоспособности;
полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором;
получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве;
не получить расчет при увольнении;
получить отказ в выдаче необходимого ему кредита;
получить отказ в выдаче визы.
Кроме того, с его зарплаты не будут осуществляться пенсионные начисления. Неприятность этой ситуации человек почувствует более остро ближе к старости.
Работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов. Обязанность по уплате НДФЛ (13% от зарплаты) лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан работодателем налог обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его. В противном случае он несет ответственность: штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей (п.1 статьи 119 НК РФ), а также уголовная ответственность – штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до трех лет.
Если будет установлен факт неофициального трудоустройства, ответственность для работодателя предусмотрена довольно серьезная: административная ответственность – статьями 5.27, 15.11 КоАП РФ в размере от 20 до 100 тысяч рублей. Уголовная – статьей 199.1 УК РФ. Санкции Уголовного кодекса РФ предусматривают не только наложение штрафа на налогового агента, но и принудительные работы либо арест либо лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса РФ неправомерное неудержание или неперечисление в установленный Налоговым кодексом срок сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с работодателя в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Кроме того, неоформленный работник в случае нарушения режима труда или невыполнения возложенных на него обязанностей не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в случае растраты денежных средств или недостачи материальных ценностей, работодателю будет очень сложно или почти невозможно доказать вину неоформленного работника и привлечь его к материальной ответственности.
Чем грозит неформальное трудоустройство?
Административные штрафы до 100 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 200 тысяч рублей, дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 3 лет (ст. 5.27 КоАП РФ).
Нарушение влечет ответственность в соответствии со ст.122 Налогового кодекса РФ, уголовную ответственность по ст.145.1 Уголовного кодекса РФ.
Отсутствие возможности принять участие в государственных программах, государственной поддержке.
Отсутствие возможности получать займы, кредиты и др.
Отсутствие возможности привлечь работника к ответственности за несоблюдение трудовой дисциплины, обеспечить сохранность материальных ценностей и т.п.
Риск проведения проверок со стороны контрольно-надзорных органов, прокуратуры.
ст. 5.27 КоАП РФ
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.